Школьный краеведческий музей «Родник»


Содержание Web-страницы:
    • Экскурсоводы школьного музея 2013
    • Статья районной газеты «Единство» Павловского района о школьном музее.
    • Виртуальную экскурсию по музею «РОДНИК» проводит Ольга Николаевна Бесшкурная — руководитель музея.
    • Фотогалерея музея.
    • КНИГА ПАМЯТИ — о погибших в Чечне из нашей школы /отдельная Web-страница/.

      ПРАЗДНИЧНЫЙ РЕПОРТАЖ

      Первым гостям «Родничка» — хлеб да соль

       Этого события ждали, к нему долго готовились. Но, даже продумав все до мелочей, директор школы № 10 Фотография из районной газетыТ.Н.Есипенко, педагог (она же заведующая здешним музеем) О.Н.Бесшкурная, их коллеги Е.В.Золотарева и Б.В.Натальный очень волновались, как же пройдет открытие музея.

      Не скрывали радости ветераны-учителя, бла­годаря которым появились первые экспонаты, стенды и уголки, А.И.Дончевский, В.М.Кучма, А.А.Деревянченко, В.Я.Гусева, Т.Т.Осадчая, Л.Н.Кирий, Л.Ф.Колмычек, нарядные и помоло­девшие, пришли на торжество. Открыла его О.Н.Бесшкурная:

      -Обратите внимание, наш историко-краеведческий музей называется «Родничок» и имеет свой герб. На нем запечатлены храм и ключ — родник, тополь и колосья пшеницы, солнце и подсолнух — символы края. А над ними — трехцветная, как кубанский флаг, радуга. Давайте пройдем под ней и загадаем» как в старину, желание, которое обязательно сбудется.

      Для Т.Н.Есипенко одна мечта уже осуществилась. Татьяна Николаевна, работая в СОШ № 15, стояла у истоков одного из лучших в районе школьных музеев. Подоб­ный она задумала создать и в Павловской — в руководимой ею школе. При поддержке коллег желание стало явью.

      Десятки экспонатов принесли учащиеся и учителя. Был объявлен даже конкурс по сбору материалов. Выиграла его семья пятиклассни­цы Анастасии Брусовой. Ей предоставили пра­во разрезать ленточку у входа в музей.

      Улыбаясь, слегка волнуясь, Настя сделала это, сказав:

      - Сегодня надолго запомню.

      Надеюсь, не забудут торжества и юные, встретившие первых посетителей в музее.

      Хлеб и соль, по давнему обычаю, преподнесли старейшей выпускнице школы военной норы Н.Ф.Хомутовой пятиклассники Максим Сальников и Ксения Клименко (на снимке). Нина Федоровна — председатель первичной ветеранской организации. А вместе с ней почетным гостем был еще один ак­тивист районного совета ветеранов, бывший десантник, фронтовик Е.С.Ахапкин.

      - Пройдёмте в кубанскую горницу, — пригласила тем временем гостей юный экскурсовод девятиклассница Татьяна Григоренко. Вслед за ней повели рассказ о войне и истории школы Евгений Саганчи и Анастасия Коваль.

      Особенно внимательно знакомилась с собранными в музее материалами заведующая музеем в СШ № 2 Е.И.Филобок, когда-то тоже работавшая в десятой школе.

      - Опыт коллег всегда интересен. И хо­рошо, что в районе стало на один школьный музей больше, — сказала Елена Ивановна.

      Вслед за ней успехов и процветания, постоянного пополнения фондов пожелали организаторам такого нужного дела и другие гости.

      С.Грин.

      На начало страницы


    • 7 мая 2009 года в средней школе № 10 станицы Павловской состоялось знаменательное событие – открытие школьного краеведческого музея «Родник».Герб нашего музея

       Виртуальную экскурсию по музею «РОДНИК»

      проводит Ольга Николаевна Бесшкурная – руководитель музея.

      Человек без Родины как перекати-поле. Человек должен иметь свои корни. Любовь к родным корням связывает людей великое историческое единство — НАРОД. Эти корни в каждой человеческой душе, в каждом сердце человеческом.

      Род — это слово как бы ключ к историческим глубинам души. Это оброта, любовь, красота и все то, что составляет духовные начала жизни.

      Родина, родимый, родник — хоровод светлых чистых слов окружает нас.

      Природа нашего края богата. Еще из сказок мы узнаем о великой силе воды — мертвой и живой. Жарким летним днем утомленный путник припадает к хрустальной воде и чувствует себя счастливым. Само название «родник» звучит как-то близко, по-родственному. Вода имеет память, поэтому именно так был назван наш школьный музей.

      А теперь взглянем и внимательно рассмотрим герб нашего музея.

      Пирамидовидный тополь крепко держится за землю своими мощными корнями, такие корни есть и у человека — это его предки, история его рода, недаром люди составляют свое генеалогическое дерево.

      Родники дают начало большим рекам. Человеческая судьба похожа на течение реки: пороги, спокойные тихие участки, бурлящие воды и даже водопады, а на берегу реки расстилаются огромные бескрайние степи, на которых растет пшеница — гордость нашего края. Поднимите глаза ввысь и вы увидите голубое-голубое небо с улыбающимся подсолнушком — символом нашего края. Нигде в мире вы больше не увидите подсолнуховых полей, они как лица молоденьких девушек улыбаются солнышку. А над ними по небу расстилается радуга. Есть такое поверье: если пройти под радугой, то исполнится твое заветное желание. Все это мы хотели отобразить в гербе нашего школьного музея «Родник».

      А теперь проследуем за мной, попутешествуем по прошлому.

      Наш музей состоит из трех композиций: «Кубанская казачья хата», «Микрорайон нашей школы в годы войны», «История нашей школы».

      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ!!!С добрым словом и с любовью,  С хлебом - солью!!!

      Всех привечаем, всех встречаем,

      По обычаям кубанским

      От души поклон вам низкий!

      С добрым словом и с любовью,

      С хлебом — солью!!!

      Если мы хотим кого-то

      Встретить щедро, от души,

      На крыльце гостей встречаем

      С белым пышным караваем,

      Он на блюде расписном

      С белоснежным рушником!!!

       

      В русском языке есть особое слово «хлебосольство». Его произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие.

      Русские люди верили, что обласканный в доме гость не сделает хозяевам плохого.

      Хлебом-солью встречали самых именитых гостей, молодых в день свадьбы.

       А теперь я приглашаю вас в кубанскую казацкую хату!

       В низенькой светелке с створчатым окном

      Светится лампадка в сумраке ночном.

      Слабый огонечек то совсем замрет,

      То дрожащим светом стены обольет.

      Новая светелка чисто прибрана,

      В темноте белеет занавес окна.

      Пол отструган гладко, ровен потолок,

      Печка развальная стала в уголок.

      По стенам укладки с дедовским добром,

      Узкая скамейка, крытая ковром,

      Крашеная прялка с стулом раздвижным

      И сундук девичий с пологом цветным.

      Добрый день дорогие гости! Я рада приветствовать вас здесь, у истоков кубанской старины. Наша встреча — начало увлекательного путешествия по страницам истории наших предков. Заглянем к ним в гости!

      Одной из особенностей кубанской хаты были низкие дверные проемы, Это делалось для того, чтобы человек, заходя в дом, наклонился, как бы приветствуя хозяев, показывая свое уважение к их дому и преклоняясь перед «божницей» /красный угол/. Божница изготавливалась из дерева, часто украшалась резьбой и росписью, иногда была двухярусной. На полочку ставились иконы, перед ними горящие лампады /поэтому иногда божницу называли «святым углом»/.

      Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, поминальные книги, молитвы, свечи и наиболее ценные документы и предметы, например лекарства, они были очень дорогими, Покрывали иконы божником — это узкое длинное полотнище, украшенное вышивкой, кружевом. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывали лики святых. Во время уборки урожая первый и последний колос с крестьянского поля устанавливались в красном углу, сохранялись они до следующего урожая. Это сулило семье, дому, хозяйству благополучие.

      Неотъемлемой частью жилища была русская печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? А причина ее долголетия в ее универсальности! Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушатся продукты и одежда, а еще на печи спали, эта ее часть называлась лежанкой. Дети очень любили валяться на теплой печи зимними вечерами. А на припечке сушилась обувь, томилась в чугунках еда. По народным поверьям, под печкой или за ней жил Домовой, он был членом семьи и являлся покровителем домашнего очага.

      Для праздничного убранства хаты на Кубани, да и в центральной России тоже, использовались рушники — это традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, цветов, парного изображения птиц. Рушники имели и имеют сейчас огромное обрядовое значение. Обычно самые красивые полотенца вывешивались на стенах хаты по большим церковным праздникам. Непременно их вывешивали во время свадеб, На полотенцах выносили хлеб-соль, полотенца использовали для погребения. Труну /гроб/ опускали в яму на полотенцах. Рушники были обязательной частью девичьего приданого. Молодая жена вывешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться ее работой. Количество полотенец, мастерство вышивки — все это позволяло оценить рукоделие, аккуратность, вкус хозяйки дома.

      В свадебных обрядах полотенцами обвязывали сватов жениха и невесты. Полотенцем одаривали бабку-повитуху, принимавшую роды. До сих пор нам дают полотенце для поминовения умершего мужчины. Полотенца, имеющие ритуальные значения передаются из поколения в поколение, как память. И мы благодарны семьям наших учащихся за то, сто они передали нам на хранение эти реликвии.

      Обратите внимание еще на один предмет быта, обязательный для интерьера кубанского жилища — это сундук. В семье в нем хранились одежда, некоторые ценности, иногда документы. Но я сегодня подробно опишу одно из предназначений этого предмета. Есть такая русская пословица «дочку- в колыбельку, приданое — в коробейку» Приданое было всегда очень важным условием кубанской свадьбы. Оно готовилось в каждой семье за много лет до свадьбы. Все складывалось в сундук и копилось очень долго. Большую часть приданого девушка, подрастая, изготавливала своими руками. Это — платья, постельное белье , обязательно красиво вышитое, скатерти, полотенца. Все это должно быть ярким и красивым. Основным украшением чаще всего была вышивка. Кроме этого в приданом должны быть и рушники для одаривания гостей на свадьбе, подобных полотенец должно быть около 100 штук. Невеста обязательно готовила и нательное белье /исподнее белье/. Современное название «БЕЛЬЕ» происходит от другого — беленые, белые ткани. На Руси с глубокой древности под рубашкой и другими верхними одеждами носили нижнюю нательную рубаху из тонкого белого полотна, так называемую нательную рубаху. Все они тоже вышивались. Одна из разновидностей такой одежды перед вами — женская нательная рубаха с очень искусной вышивкой.

      А сундук являлся хранилищем этого добра. Невеста уходила из дома к жениху только с полным сундуком.

      Вы не могли не обратить внимания на гордость нашего музея — детская люлька! Сколько поколений вышло из нее! ЕЕ обязательно подвязывали к потолку, чтобы она свободно покачивалась. Подушку специально набивали мятными травами, чтобы сон ребенка был спокойным и безмятежным.

      Тихий вечер. Все в доме спят. И только тихий голос нарушает тишину.
      Спи, пока забот не знаешь, баюшки-баю!
      Подрастет твоя душа, все узнаешь не спеша,
      Баюшки-баю,
      В людях солнышком светись,
      Уму-разуму учись, баюшки-баю
      Почитай отца и мать,
      Ближних бойся осуждать,
      Баюшки-баю!

    • Ребёнок был ещё в колыбели, но над ним тихо пела матушка свои наставления. Так светло и умело внушала она над люлькой своему ребёнку расти не только большим – пребольшим, но и расти душой.

      Вторая композициярассказывает нам о военном прошлом нашего микрорайона (СОШ № 10). Здесь мы подробно узнаём об истории создания памятника на улице Преградной, о выпускниках нашей школы, погибших на полях сражений. Руками наших учителей и учеников – старшеклассников создана мини-панорама «Здесь притаилась война…», где мы воочию видим фрагмент окопа с боевым обмундированием. Учащиеся познакомились с предметами быта солдат времён войны, с остатками боевого оружия, орденами и медалями, героями войны.

      А композиция «История нашей школы» представлена большим количеством фотографий, среди которых много особо ценных для школы. Имеются различные исследования, документальный материал из Краевого архива города Краснодара, воспоминания учителей-ветеранов и учащихся – выпускников школы.

      Мы обзорно познакомили Вас с некоторыми моментами из жизни казачьих семей, с исследовательской работой учащихся, но всё ещё впереди. На Руси говорят: «В дела ты добрые вложи всё доброе своей души», и мы с душой собирали материал и оформляли композиции нашего школьного музея. Вам судить, что у нас получилось.

       Совет школьного музея.
      Руководитель музея Бесшкурная О.Н.

      Девиз школьного краеведческого музея «РОДНИК»: «Найти- Исследовать- Поведать-».

      На начало страницы


    • ФОТОГАЛЕРЕЯ МУЗЕЯ.

      Хлеб-соль учащиеся школы передают старейшей ученицы школы Хомутовой Н.Ф.Инициаторы открытия музея с корреспондентом газеты Репенецкой Л.А.Экскурсию проводит Саганчи Евгений 10 АГригоренко Татьяна 10 А знакомит гостей музея с казачьей горницейпанорама *Здесь притаилась война*Коваль Анастасия 10 А знакомит гостей с историей школыКазачья горница панорама *Здесь притаилась война*Боевые наградыВстречаем первых гостей музея

    • На начало страницы